среда, 23 февраля 2011 г.

Любимое культурно-лирическое крупным планом


       Я уже писала, как я была вдохновлена картиной «Шоколадница» Жан Этьена Лиотара настолько, что даже вышила эту картину.
 В Дрездене я с туристической группой находилась всего несколько часов, и многие из нас провели больше всего времени в Дрезденской галерее.
 
Для меня это был культурный шок. Так как до этого я в картинных галереях вообще никогда не была, не учитывая Лувра, посещенного несколькими днями раньше. Для себя сделала  открытие: картины в оригинале оказывают необъяснимое потрясение!
  В интернете несколько вариантов репродукций в разной цветовой гамме. 
Но этот, на мой взгляд,  наиболее близок к оригиналу.
Пастель, пергамент, 82,5 x 52,5 см.
Дрезденская картинная галерея, Германия.

  

       Картина настолько живая, кажется, что девушка на самом деле проходит мимо, гордо и осторожно неся поднос с какао. Создано ощущение, что это действие происходит  в утренней дымке, платье шуршит и поскрипывают половицы. На картину можно смотреть бесконечно, краски не утомляют и есть в ней пространство и свежесть, как будто смотришь в окно. 

В интернете две легенды по поводу написания этой картины.

       Мне нравится бескорыстная сказка про Золушку. Подробнее можно прочесть в Википедии,а я скажу кратко: портрет красавицы Анны Бальдауф был написан в Вене. Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, куда Жан Этьен Лиотар прибыл, чтобы написать портрет Марии Терезии и где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн.
      Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней. 
      В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. 

Вторая легенда гласит, что звали её вовсе и не Анна, а Нандль и она была коварна и не так уж проста, как изображена на картине. Самолюбива. Мастерица интриги. Она завоевала сердце принца чуть ли не зельем, которое подливала в блаженный напиток, который он очень любил пить из её рук. Устраивая истерики и угрожая Дитрихштейну, что она покинет его, Нандль добилась статуса принцессы и стала первой женой в его гареме. 
Позже навела железный порядок в гареме и, в, так называемом, хозяйстве, разогнала длиннорукую прислугу и пережила своего мужа на много лет. Вела бюргерский образ жизни, заставляя окружающих почитать себя столпом добродетели. И до конца дней с аппетитом угощалась шоколадом, несмотря на избыточный вес. 

     Несмотря на то, что эта история мне нравится меньше, она более правдоподобная. Но нам же сказки подавай, без этой, обратной стороны медали…

      Подробнее можно прочитать здесь.

      На экскурсии я узнала еще одну подробность, что сначала была отрисована картина без нижней её части, низ юбки с туфелькой был дорисован Лиотаром немного позже. 

3 комментария:

  1. Женя, очень интересно! Я уже писала, что Шоколадница-это, пожалуй, единственная картина, которую бы мне хотелось вышить;) А ты вышивала по какому набору?

    ОтветитьУдалить
  2. Танюша, я, собственно, для тебя этот пост и сделала. Крупненько посмотреть ты просила. Я вышивала по купленной в магазине схеме за 30 рублей. Не помню, кто автор и кто производитель. Я иногда в магазине копаюсь в схемках и чего-нибудь покупаю. Нитки DMC канва бежевая 16 аида. А схемка моя, кстати, в Томске. :) Впечатленная золовка тоже планировала вышить.

    ОтветитьУдалить
  3. Женя, вот спасибо. А ты знаешь, что сейчас Риолис в серии Премиум выпустил Шоколадницу? я все к ней присматриваюсь. По идее, должно быть нормально, по крайней мере по цене набора около 2-х тысяч. Но вот смущает количество цветов-всего 29... ИМХО для такой картины маловато будет... Но может и куплю...

    ОтветитьУдалить